31.03.2009
Скачать в других форматах:

Новая учебная Женевская Библия: Новый Завет

Второе послание Тимофею апостола Павла

ВВЕДЕНИЕ

Автор

Второе послание к Тимофею было написано апостолом Павлом (см. Первое послание к Тимофею. Введение: Автор).

Время и обстоятельства написания

Второе послание к Тимофею - последнее из посланий апостола Павла - было написано, вероятно, в период между 64-м и 68 г. по Р.Х. (См. Первое послание к Тимофею. Введение: Время и обстоятельства написания).

Павел написал Второе послание к Тимофею во время своего второго тюремного заключения в Риме (1,8; 2,9). По какой причине он был заточен и где был взят под стражу, неизвестно. Уже состоялся предварительный разбор его дела, во время которого он был лишен всякой поддержки (4,16). Суд был еще впереди, но Павел уже знал, что будет казнен (4,6). Большинство же его друзей предпочли удалиться (4,10.11). Он был очень огорчен отступничеством Фигелла и Ермогена (1,15.16), а также Александра-медника (4,14). И только христианин по имени Онисифор остался верен Павлу, утешал и поддерживал его (1,16.17).

Тимофей все еще находился в Ефесе (4,19; 1 Тим. 1,3), где по-прежнему распространялось то ложное учение, которое Павел обличал в своем Первом послании к Тимофею (2,17.18; 3,1-8). Помня об их давней дружбе, Павел пожелал перед смертью еще раз увидеть Тимофея (1,4).

По-видимому, Павел написал Второе послание к Тимофею, преследуя две цели: призвать Тимофея в Рим (4,9.21) и духовно укрепить его в служении (1,5-14; 2,1-16.22-26; 3,10 - 4,5).

Характерные особенности и темы

Как и Первое послание к Тимофею, Второе послание содержит биографические сведения о Тимофее. В нем названы по именам его мать (Евника) и бабка (Лоида), о которых говорится, что они были христианками (1,5). Кроме того, в нем упоминается о том, что Тимофей в раннем возрасте изучал Писание (3,15), и содержится указание на его рукоположение (1,6; ср. 2,2).

Как и в Первом, во Втором послании к Тимофею выражается серьезная забота Павла о сохранении истинного учения (1,13.14; 2,2; 4,3) и содержатся глубокие богословские размышления о благодати Божией (1,9-11), верности Иисуса Христа уверовавшим в Него (2,11-13) и о сути назначении Священного Писания (3,15-17). В нем говорится о спасении по благодати Божией (1,9), о предъизбрании (1,9; 2,10.19) и о богодухновенности Священного Писания (3,16). Во Втором послании Павел также свидетельствует о воскресении (2,8) и втором пришествии Иисуса Христа (4,1.8).

Поскольку Второе послание к Тимофею - последнее из посланий Павла, оно имеет особое значение, ибо завершает воссоздание образа апостола. Павел знал, что его плодотворное служение близится к концу (ср. Флп. 1,22-26), большинство друзей покинули его (4,10.11). И все же он сохранил духовную крепость. Он не стыдился пострадать за Евангелие (1,12) и был готов перенести все "рад избранных" (2,10). Он был верен Христу (4,7) и знал, что Христос "пребывает верен" (1,12; 2,13). Поэтому Павла не покинула уверенность, что Тот, Кто прежде уже спасал его от смерти (3,11; 4,17), через смерть дарует ему жизнь вечную (4,8.18).

Трудности истолкования

Павел пишет о ложном учении, распространившемся в Ефесе, как о явлении внутри самой церкви (2,18; 4,4; 1 Тим. 1,6.19; 4,1; 6,10.21), для которого были характерны увлечение мифами ("баснями", 1 Тим. 1,4; 4,7; 2 Тим. 4,4) и родословиями (1 Тим. 1,4), споры и словопрения (1 Тим. 6,4; 2 Тим. 2,14.23), противоречия (1 Тим. 1,4; 6,4), мнимое знание (1 Тим. 6,20), пустословие (1 Тим. 1,6) и безбожные речи (2,16; 1 Тим. 6,20). Это лжеучение запрещало брак определенные виды пищи (1 Тим. 4,3). Его сторонник верили в то, что воскресение уже было (2,18), а также пытались по-своему толковать иудейский закон (1 Тим. 1,7) наложить ограничения на молитву (1 Тим. 2,1-7).

Среди вождей этого еретического движения были Именей (2,17; 1 Тим. 1,20), Александр (1 Тим. 1,20) и Филит (2,17).

Совокупность этих черт: специфических доктрин, интереса к мифам и родословиям и стремления к "знанию" (греч.: "гнозис", отсюда - "гностицизм") - позволяет предполагать, что ложное учение в Ефесе могло быть ранней формой гностицизма - еретического движения, которое во II и III вв. по Р.Х. вступило в противоборство с растущей христианской церковью. В то же время характерные аспекты собственно гностицизма здесь отсутствуют, а некоторые моменты позволяют объяснить это учение иудейским эллинистическим влиянием. Эти два предположения не следует считать противоречащими друг другу, так как и сам гностицизм был совокупным продуктом как иудаистских, так и эллинистических идей. И все же, несмотря на все, что Павел говорит о ложном учении в Ефесе, его истинная природа остается малопонятной.

Содержание

I. Приветствие и благодарение (1,1-5)

II. Призыв к мужеству и верности (1,6 - 2,13)

А. Пусть не смущает никого заточение Павла (1,6-14)

Б. Примеры отступничества и верности (1,15-18)

В. Призыв к мужеству и верности Христу (2,1-13)

III. Проблемы из-за лжеучений (2,14 - 4,5)

А. Верность, несмотря на лжеучителей (2,14-26)

Б. Влияние лжеучителей (3,1-9)

В. Призыв к верности учению, проповеданному Павлом (3,10-17)

Г. Последнее наставление в служении (4,1-5)

IV. Личное обращение к Тимофею (4,6-18)

А. Павел о приближающейся смерти (4,6-8)

1. Последние указания Тимофею (4,9-18)

2. Просьба к Тимофею прибыть в Рим (4,9-13)

3. Предостережение против Александра медника (4,14.15)

4. Положение Павла перед законом (4,16-18)

V. Заключение (4,19-22)

А. Прощальные напутствия (4,19-21)

Б. Благословение (4,22)

КОММЕНТАРИИ

Глава 1

1.2 Приветствие с упоминанием автора и адресата послания и благословением.

1 Апостол Иисуса Христа. Человек, посланный Иисусом Христом свидетельствовать о Нем (см. ком. к 1 Тим. 1,1).

волею Божиею. Павел указывает, Кем он послан (1 Кор. 1,1; 2 Кор. 1,1; Еф. 1,1; Кол. 1,1).

по обетованию жизни во Христе Иисусе. Назначение апостола - возвещать о жизни вечной во Христе (см. ком. к 1 Тим. 1,16).

2 возлюбленному сыну. 1 Кор. 4,17; ср. 1 Тим. 1,2. См. Первое послание к Тимофею. Введение: Время и обстоятельства написания.

милость... Господа нашего. См. ком. к 1 Тим. 1,2.

4 воспоминая о слезах твоих. Вероятно, о слезах, пролитых Тимофеем при последнем расставании с Павлом.

и желаю видеть тебя. См. 4,9.21.

5 Лоиде... Евнике. См. Первое послание к Тимофею. Введение: Время и обстоятельства написания.

6-14 Павел переходит к основной части послания. Призывая Тимофея к мужеству и верности (см. Введение: Время и обстоятельства написания), Павел говорит о Евангелии и своем призвании благовестника.

6 возгревать дар Божий. Подразумевается, что Тимофей был недостаточно усердным в пользовании духовным даром, полученным им от Бога.

который в тебе через мое рукоположение. См. ком. к 1 Тим. 1,18.

7 боязни. Боязнь, очевидно, объясняется, с одной стороны, природной нерешительностью Тимофея, а с другой - серьезностью ситуации, в которой находился Павел.

8 меня, узника Его. Павел находится в заточении в Риме (2,9; см. Введение: Время и обстоятельства написания), но узы, которые наложены на апостола римскими властями, - ничто, по сравнению с теми узами, которые соединяют его со Христом.

9 званием святым. Цель избранничества и призвания Божиего - освящение Его народа (Еф. 1,4).

не по делам нашим, но по... благодати. Спасение даруется по благодати Божией, но не по заслугам людей (Еф. 2,8.9).

по Своему изволению. Бог дарует спасение только по Своему изволению и предопределению. В других посланиях о Божественном предопределении говорится как о милости (Тит. 3,5) и любви (Еф. 1,4.5).

прежде вековых времен. Утверждение предвечности Божественного замысла о спасении людей через Иисуса Христа (1 Пет. 1,20; Еф. 1,4; Тит. 1,2; Откр. 13,8).

10 Спасителя нашего Иисуса Христа. Христос - Спаситель, ибо несет верующим завет благодати (Тит. 1,4; 2,13; 3,6).

разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление. Т.е. через Свою смерть и воскресение (Евр. 2,14.15; Откр. 1,18).

11 проповедником. Ср. 1 Тим. 2,7.

12 я... страдаю. Павел находится в тюрьме (1,8; 2,9).

но не стыжусь. Призвав Тимофея свидетельствовать о Христе (1,8), Павел указывает на свой собственный пример мужества перед лицом страданий (2,8-10; 3,10.11).

оный день. Судный день (1,18; 4,8).

13 здравого учения. Т.е. Евангелия. См. ком. к 1 Тим. 1,10.

14 Храни добрый залог. См. ком. к 1 Тим. 6,20.

15 все. Павел, вероятно, использует гиперболу (сознательное преувеличение), чтобы подчеркнуть масштабы распространения ереси.

Асийские. Т.е. бывшие в Асии - римской провинции, главным городом которой был Ефес.

Фигелл и Ермоген. Более нигде в НЗ не упоминаются. То, что Павел называет их здесь, вероятно, означает, что он рассчитывал на их поддержку.

16 Онисифора. Член христианской общины в Ефесе (1,18; ср. 4,19).

17 быв в Риме. Онисифор, вероятно, приходил в Рим, чтобы помочь Павлу.

Глава 2

1-13 Павел вновь призывает Тимофея быть верным Христу.

1 сын мой. См. ком. к 1,2.

2 при многих свидетелях. По-видимому, это относится к рукоположению Тимофея (1,6; 1 Тим. 1,18; 4,14).

верным людям, которые были бы способны и других научить. Предположительно, имеются в виду епископы (пресвитеры). См. 1 Тим. 3,2; 5,17. Однако не исключено, что Павел имеет в виду тех, кто остается верен Христу и Евангелию.

5 не увенчивается. Во втором и третьем сравнениях говорится об обещании будущего воздаяния (2,10-12).

6 вкусить от плодов. См. ком. к 2,5.

8 воскресшего из мертвых. Воскресение Христа занимает центральное место в теологии Павла (Рим. 6,4-10; 1 Кор. 15,12-22). В данном случае о воскресении говорится как об основе надежды (см. 2,11.12).

от семени Давидова. В Иисусе исполняется обетование, что Бог даст одному из потомков Давида Царство, которому не будет конца (2 Цар. 7,12-16; Мф. 1,1; Мк. 12,35; Лк. 1,32.33; Ин. 7,42; Деян. 2,30-36; Откр. 5,5). О Христе, Который родился от семени Давидова и открылся Сыном Божиим, см. Рим. 1,3.4.

9 за которое я страдаю даже до уз, как злодей. См. ком. к 1,8.

10 избранных. Тех, кого Бог избрал, чтобы они уверовали во Христа. В данном случае это выражение может относиться, скорее, к тем, кто уже уверовал (Тит. 1,1) и спасется через освящение и стойкость, нежели к тем, кто только еще уверует и возродится к новой жизни.

спасение во Христе Иисусе. Спасение, которое приходит через веру в Иисуса Христа (3,15).

с вечною славою. То же, что и жизнь вечная (2,11; Мф. 13,43; ком. к 1 Тим. 1,16).

11 Верно слово. См. ком. к 1 Тим. 1,15. Далее следует, по-видимому, фрагмент из раннехристианского гимна.

если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем. Указание на то, что уподобление Христу в смерти и воскресении Его - залог жизни вечной (Рим. 6,8).

12 если терпим. Указание на стойкость перед лицом тяжких испытаний (см. ст.10).

то с Ним и царствовать будем. Новозаветный образ вечной славы (вечной жизни), которую христиане обретают через Христа (Мф. 19,28; Рим. 5,17; Откр. 3,21).

13 если мы неверны, Он пребывает верен. В этих словах красноречиво передана уверенность, что, хотя мы и призваны к терпению и верности, наше спасение всецело зависит не от нас, но только от Христа (2,19).

ибо Себя отречься не может. Надежда христиан твердо укоренена в Боге (Чис. 23,19; Тит. 1,2), Который всегда неизменен и верен.

14-26 Павел переходит к теме верности Христу перед опасностью лжеучений (см. Введение: Время и обстоятельства написания) и дает Тимофею указания, касающиеся как церкви, так и его самого.

14 вступать в словопрения. Характерная черта лжеучителей (2,23; 1 Тим. 1,4; 6,4; Тит. 3,9).

15 слово истины. Евангелие, слово Божие (2,8.9; 4,2).

17 Именей. Упоминается также в 1 Тим. 1,19.20 как один из потерпевших "кораблекрушение в вере".

Филит. Более нигде в НЗ не упоминается.

18 воскресение уже было. Это гностическое по сути положение отрицает будущее телесное воскресение христиан и на его место ставит духовное воскресение при обращении в веру. Таким образом, внимание сосредоточено на субъективно переживаемом опыте человека (1 Кор. 15,12-14).

разрушают в некоторых веру. Доктрины лжеучителей противоречили Евангелию и вносили смятение в умы верующих. Поэтому Тимофей должен оберегать церковь от них (2,14).

19 твердое основание Божие. Церковь (ср. 1 Тим. 3,15), которую составляют избранные.

имея печать сию. Образ истинности и надежности Церкви.

познал Господь Своих. "Печать" на церкви (ст. 11), удостоверяющая избранность (Ин. 10,29).

23 состязаний... ссоры. См. ком. к ст. 14.

25.26 Христиане не должны считать, что соблазненные лжеучением потеряны безвозвратно. Евангелие следует проповедовать всем.

Глава 3

1-9 Павел вновь возвращается к теме ложного учения, на сей раз обличая самих лжеучителей. Он признает их влияние на церковь в Ефесе, но в заключение высказывает убеждение, что в конечном счете они не преуспеют.

1 последние дни. Эпоха, которая началась явлением Христа и должна закончиться Его Вторым пришествием (см. ком. к 1 Тим. 4,1).

5 имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Особая опасность лжеучителей в том, что они называют себя христианами, но не являются таковыми, поскольку их упование - не Христос (Мф. 7,15.21-23).

6 женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями. Смысл этих слов Павла не в том, что все женщины таковы, но что некоторые из ефесских христианок поддались "прельщению" лжеучителей (1 Тим. 2,14; 5,13-15).

8 Ианний и Иамврий. Согласно еврейской традиции, так звались два египетских мага, которые противостояли Моисею, когда он творил чудеса перед фараоном (Исх., гл. 7; 8).

11 в Антиохии, Иконии, Листрах. Три города в римской провинции Галатия, в которых Павел проповедовал Евангелие во время своего первого миссионерского путешествия (Деян. 13,14 - 14,20). Несмотря на сильное противодействие, Павел основал церкви в каждом из этих городов (Деян. 14,21-23). Листры - родной город Тимофея.

избавил меня Господь. См. 4,18 и ком.

12 все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. См. Мф. 10,17.18; Ин. 15,20; 1 Пет. 4,12; 5,9.

14 кем ты научен. Павел имеет в виду мать и бабку Тимофея (1,5), а также себя самого.

15 из детства. Согласно обычаю, евреи начинали обучать ребенка закону Моисееву, когда ему исполнялось пять лет.

знаешь священные писания. Лжеучители искажали Ветхий Завет (1 Тим. 1,7; Тит. 3,9). Тимофей должен помнить наставления в истине, которые он получил от матери и бабки. Слово "писания" означает здесь книги ВЗ. Новый Завет в нынешнем его виде в то время еще не существовал, а некоторые из его книг, вероятно, не были еще написаны.

которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Ветхий Завет, правильно истолкованный, приводит к пониманию центральной роли Иисуса Христа в Божественном замысле, предначертанном всему творению.

16 Все Писание. Ветхий Завет (см. ком. к ст. 15).

богодухновенно. Т.е. вдохновлено Духом Святым (ср. 2 Пет. 1,21). Бог является источником и, в конечном счете, Автором Писания. Хотя и было оно написано людьми, но по вдохновению Божиему, и потому обладает Божественным авторитетом. См. статью "Авторитет Писания".

Глава 4

1-5 Поручая Тимофею быть проповедником и благовестником, Павел заключает свой призыв к нему, начатый в 1,6.

1 пред Богом и Господом нашим. Павел хочет, чтобы Тимофей проникся сознанием чрезвычайной важности поручаемого ему.

Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых. См. 4,8; Мф. 25,31-46; Ин. 5,22.27; Деян. 10,42.

явление Его. Второе пришествие Христа.

2.3 слово. Евангелие (ср. 2,15).

во время и не во время. В любой ситуации, как в благоприятной, так и в неблагоприятной, должно проповедовать Евангелие.

здравого учения. Т.е. Евангелия.

4 к басням. См. ком. к 1 Тим. 1,4.

5 Последний призыв к верности, даже если другие отступят.

6 уже. Павел принимает неизбежность своей скорой смерти.

становлюсь жертвою. Другой перевод: "становлюсь жертвенным возлиянием". Метафора смерти (см. Флп. 2,17), связанная с ветхозаветной практикой, когда жертва приносилась возлиянием вина в алтаре (Чис. 15,5.7.10; 28,7).

моего отшествия. Еще один образ смерти (Флп. 1,23), в которой для Павла заключена надежда и уверенность в обретении истинной жизни после земной кончины (4,18).

7 Павел подводит итог своему служению. При этом для него имеет значение не то, что оно было успешным, а то, что он сохранил верность Господу.

8 венец правды. Скорее всего, этот венец совершенной праведности - жизнь вечная, которая даруется верующему в завершение его пути к Богу (2,10; Иак. 1,12; 1 Пет. 5,4; Откр. 2,10).

праведный Судия. Христос.

явление Его. Второе пришествие Христа (4,1).

9 Постарайся придти ко мне скоро. См. ком. к ст. 21.

10 Димас. Сотрудник Павла, бывший с ним во время его первого заключения в Риме (Кол. 4,14; Флм. ст. 24).

в Фессалонику. Город в римской провинции Македония, в котором Павел основал церковь во время своего второго миссионерского путешествия (Деян. 17,1-10).

Крискент. Более нигде в НЗ не упоминается. По всей видимости, также сотрудник Павла.

Галатию. Римская провинция, где Павлом во время его первого миссионерского путешествия были основаны христианские церкви (см. ком. к 3,11).

Тит. Один из сотрудников Павла.

Далматию. Другое название римской провинции Иллирик - самой западной из тех, которые Павел посетил во время своих первых трех миссионерских путешествий (Рим. 15,19).

Лука. Евангелист Лука. Сопровождал Павла во время значительной части его второго и третьего миссионерских путешествий.

11 Марка возьми и приведи с собою. Иоанн Марк покинул Павла и Варнаву во время их первого миссионерского путешествия (Деян. 13,13), что привело к разрыву между двумя миссионерами (Деян. 15,37-39). Впоследствии Марк вновь вернул себе расположение Павла (Кол. 4,10; Флм. ст. 24). Теперь же, под конец своей жизни, Павел хочет видеть его.

12 Тихика. Тихик - сотрудник Павла (см. Деян. 20,4; Еф. 6,21; Кол. 4,7; Тит. 3,12).

в Ефес. Тихик должен доставить Тимофею это послание и остаться служить вместо него.

13 фелонь. Одеяние из грубой шерсти для защиты от холода и сырости. Павел говорит о скором наступлении зимы (ст. 21).

в Троаде. Троада - портовый город, связывающий римские провинции Асия и Македония, через который Павел следовал во время второго и третьего миссионерских путешествий (Деян. 16,8.11; 20,5.6).

у Карпа. Более нигде в НЗ не упоминается.

книги, особенно кожаные. Имеются в виду книги на пергаменте. Об их содержании ничего не известно, возможно, это были тексты Ветхого Завета.

14 Александр медник. См. ком. к 1 Тим. 1,20.

много сделал мне зла. Об этом в НЗ больше нигде не говорится.

Да воздаст ему Господь по делам его. В день Последнего суда (Мф. 16,27; Рим. 2,6; Откр. 22,12).

16 При первом моем ответе. Во время предварительного разбора дела Павла, до суда, которого он в данное время ожидает (см. Введение: Время и обстоятельства написания).

Да не вменится им. Всепрощение перед лицом смерти, подобно Христу (Лк. 23,34) и Стефану (Деян. 7,60).

17 Господь же предстал мне и укрепил меня. Павел на опыте знает, что может всегда положиться на силу и могущество Пославшего его (2 Кор. 12,9.10; Флп. 4,11-13).

дабы через меня утвердилось благовестие. Вероятно, Павел имеет в виду то, что во время разбирательства его дела он имел возможность проповедовать слово Божие.

и услышали все язычники. Павел проповедовал на общественном форуме (собрании) в самом центре Римской империи.

избавился из львиных челюстей. С трудом избежал смерти. Предварительный разбор дела Павла закончился для него отсрочкой приговора.

18 избавит меня Господь от всякого злого дела. Павел не считает, что Христос отвратит от него физическую смерть (4,6), но выражает абсолютную веру во Христа, Который будет вечно верен и никогда не покинет верующих в Него (2,13).

сохранит для Своего Небесного Царства. Упование всех верующих во Христа.

19-21 По своему обыкновению Павел заканчивает послание личными приветствиями и благословением.

19 Прискиллу и Акилу. Супружеская пара, давние друзья Павла, знакомство с которыми состоялось при его первом посещении Коринфа во время второго миссионерского путешествия. Как и Павел, они были евреями и занимались "деланием палаток" (Деян. 18,2.3). Вначале они перебрались из Рима в Коринф, а затем сопровождали Павла в Ефес (Деян. 18,18.19), где содержали домовую церковь в течение нескольких лет до своего возвращения в Рим (Рим. 16,3.4; 1 Кор. 16,19). Теперь же они, очевидно, опять вернулись в Ефес.

дом Онисифоров. См. ком. к 1,16. Это одно из самых ясных указаний на то, что Тимофей все еще находится в Ефесе (1,18).

20 Ераст. Предположительно Ераст, упоминаемый в Рим. 16,23.

в Коринфе. Коринф - столица римской провинции Ахайя, которую Павел посетил во время второго и третьего миссионерских путешествий.

Трофима. Трофим - член христианской общины в Ефесе, сопровождавший Павла в Иерусалим в конце его третьего миссионерского путешествия (Деян. 20,4; 21,29).

в Милите. Милит - портовый город к югу от Ефеса, который Павел посетил в конце своего третьего миссионерского путешествия (Деян. 20,15.17).

21 до зимы. Зимняя погода сделала бы невозможным путешествие по морю. Павел, по-видимому, опасался, что если Тимофей слишком задержится, он не успеет прибыть до казни (4,9).

Еввул, и Пуд, и Лин, и Клавдия. Никто из этих людей, которые, по-видимому, были римскими христианами, не упоминается больше в НЗ; хотя впоследствии римско-католическая традиция стала считать Лина преемником Петра в качестве епископа Рима.

22 Благодать с вами. Поскольку употреблено множественное число "вы", можно предположить, что Павел предназначал свое послание для чтения всей церкви (1 Тим. 6,21 и ком.).


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Комментарии:

1. Михаил
03.02.2011 | 19:46
Какие обстоятельства жизни Павла сделали 2.Тим. уникальным?
давайте по размышляем над эти вопросом.